Артефакты и иже с ними

Радуга

Те, кто знаком с тренингами Виталия Колесника Stalker, Lifehacker меня поймут сразу, кто не знаком – рекомендую посетить блог о человеческом развитии – Колесник.ру.

А рассказать я хочу об артефактах. Так сложилось, что полноценную карту личности я начала строить только 3 недели назад. «Задача карты личности – собрать вместе все те вещи, в контакте с которыми сформировалось ядро вашей личности, для того, чтобы оставаться собой настоящим, невзирая на обстоятельства, и выполнять свои решения вне зависимости от меняющейся ситуации» (подробнее читайте здесь). Карту личности удобно строить в виде ментальной карты с 4-мя основными ветвями:
- Места
- События
- Люди
- Артефакты

Наибольшую сложность и интерес в формировании у меня вызвали именно артефакты. Под артефактами Колесник понимает самые разные ментальные и физические конструкции, помогающие нам входить в продуктивные состояния (произведения искусства, собственное творчество, техники продуктивности, одежда, другие материальные предметы (сувениры, талисманы и т.п.)). Конечно, я задумывалась о таких вещах и раньше, но никогда не придавала им большого значения. Мне всегда казалось, что, либо у тебя есть сила воли, и ты можешь настроить себя на работу, либо нет, поэтому и не пытайся. Однако в последнее время (взрослею, однако) мнение мое начало меняться.
Совсем недавно наткнулась на ряд интересным фактов в книге «Разблокируй свой разум» (издательство «Эксмо», 2008).

«Джордж Неллер в своей книге «The art and sсience of creativity» («Искусство и наука творчества») описывает некоторые странные вещи и приборы, которые многие известные творческие люди предпочитали размещать у себя в комнате для создания благоприятной рабочей среды: «Например, Шиллер набрасывал на свой стол гнилых яблок; Пруст работал в комнате, обитой пробкой; Моцарт делал зарядку; д-р Джонсон окружал себя мурлыкающими котами, апельсиновой кожурой и чаем; Харт Крейн включал на полную громкость записи джазовых исполнителей. Все перечисленные действия помогали этим людям лучше сконцентрироваться, что в процессе творческого мышления очень важно. Особым случаем можно считать Канта, который мог работать только в постели, только в определенные часы, окружив себя одеялами, разложенными в таком порядке, который они придумал сам. Работая над книгой «Критика чистого разума», он концентрировал свое внимание на башне, которая видна из его окна. Когда деревья на улице достаточно подросли и стали закрывать вид на башню, Кант стал в отчаяние, и власти Кенигсберга были вынуждены спилить эти деревья, чтобы он мог спокойно работать».

В общем, проработала я ветку Артефакты достаточно глубоко. И нашла для себя такие вещи, о которых не задумывалась, использовала большей частью неосознанно и от случая к случаю. Например, такая вот техника продуктивности: работать одновременно над двумя трудными задачами, причем сначала над более трудной, затем в критический момент переключиться на менее трудную, которая покажется просто ерундой и т.п.
Учусь теперь по-новому – а именно легко - входить в продуктивные состояния. До деревьев за окном пока дело не дошло, но кто знает :)))…

PS Архип Иванович Куинджи “Радуга”. 1900-1905. Один из любимых моих артефактов.