Ваш ребенок через 20 лет: хэппер* или неудачник? Выбор за Вами (*от англ. happy – счастливый)

Мы живем в сумасшедшее время: время нереальных скоростей, технологических переворотов, постоянных изменений. Меняется не только мир вокруг – меняемся мы сами. Новое время не только открывает безграничные возможности, но и выставляет новые, очень жесткие требования, на которые нужно адекватно реагировать. Речь идет о требованиях к личной эффективности каждого из нас. При этом важно понимать, что закладывать фундамент личной эффективности сегодня необходимо уже в раннем детстве, иначе в будущем построенный ребенком дом его личности может оказаться слишком хлипким. Такой фундамент предполагает отнюдь не попытки затолкать в голову малыша энциклопедические знания по всем предметам и/или подготовить олимпийского чемпиона в многоборье. Мы рекомендуем использовать в его основе совсем другие материалы. Материалы, предложенные уже больше века назад великим итальянским педагогом – Марией Монтессори.
Что же такое личная эффективность и как педагогика Монтессори способствует ее выработке? Давайте разбираться по порядку.
Личная эффективность – это результативное достижение личных целей. Она позволяет двигаться из текущего состояния в желаемое и охватывает всю жизнь.
Личную эффективность можно описать тремя основными понятиями:
- Осознание своих намерений и целей (Куда?)
- Управление личными ресурсами (Как?)
- Взаимодействие с окружающими людьми (С кем?)
В этих строчках заключена суть личной эффективности, и развивая эти три способности её можно совершенствовать. Разберем каждый аспект в отдельности. 

Личная эффективность и личные цели
Без личных целей нет личной эффективности. Не зная своих целей, человек работает вхолостую, прикладывает усилия сразу во всех направлениях и остаётся на месте. Значимость данного постулата никаких особых доказательств не требует, однако именно неумение и нежелание ставить цели является серьезной проблемой для современного общества.
А что же Монтессори? Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Выбора цели. Выбора САМОреализации. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок. 
«Почти всегда маленькому ребенку, еще чаще старшему ребенку его занятие предписывается. Во всех этих вещах мы предоставляем ребенку совершенно свободный выбор, так как мы выяснили, что также и при выборе занятия ребенок руководствуется очень сильными внутренними мотивами. Ребенок, который сам выбирает занятия, может тем самым выразить и удовлетворить свою внутреннюю потребность». Умение самостоятельно делать выбор, принимать решение – одно из важных социальных качеств. Это умение не приходит само собой, а приобретается постепенно путем тренировок.
В Монтессори–системе большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности детей. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей», – говорила М. Монтессори. Тезис о необходимости воспитания самостоятельности выглядит для большинства современных педагогов банальностью, и проблема состоит в методах такого воспитания. Каким образом можно способствовать проявлению самостоятельности детей? Какую роль в воспитании самостоятельности играют упражнения по овладению навыками практической повседневной деятельности? При ответе на эти вопросы следует выделить несколько факторов: подготовительная среда и притягательный характер материалов, с которыми работает ребенок, возможность самоконтроля и особое поведение педагога. Организуя подготовленную среду, нужно создать детям свободный доступ ко всем предметам. У детей должна быть возможность самостоятельно взять материал с полки и, позанимавшись с ним, поставить его на место. Размеры и вес материалов должны быть подходящими для детей. Важную роль в развитии самостоятельности играет возможность самоконтроля. Ребенку нужно дать возможность самому контролировать и исправлять свои ошибки. Педагогу нужно познакомить ребенка со способами самоконтроля, учить замечать свои ошибки. Главная задача педагога четко и ясно показать ребенку, как надо обращаться с каждым материалом, с каждой вещью в группе и обязательно дать возможность ребенку самому поработать, поупражняться с материалом. Педагог не вмешивается в работу ребенка без необходимости, помня о том, что «каждая предоставленная ребенку помощь, не являющаяся необходимой, служит препятствием его развитию». 

Личная эффективность и управление личными ресурсами
Когда говорят об управлении ресурсами, в первую очередь имеют в виду тайм-менеджмент. Классический тайм-менеджмент описывает три уровня эффективности человека:
Технология: Отвечает на вопрос “как”. Как копать лопатой, чтобы вырыть больше ям за день (наточить лопату, правильно взять её в руки).
Стратегия: Отвечает на вопрос “что”. Что надо делать, чтобы вырыть больше ям за день? (взять в аренду экскаватор, который окупится через месяц)
Философия. Отвечает на вопрос “зачем”. Зачем копать больше ям за день? (действительно ли мне надо рыть эти ямы, или я хочу заниматься чем-то другим?)
Очень часто третий уровень отбрасывают и не замечают, поскольку он не даёт быстрых результатов. Однако именно “философия” – это то, что лежит в основе постановки цели, о чем мы говорили в предыдущем пункте. Ребенок в Монтессори-группе сам ставит себе цель по упражнению, что является краеугольным камнем в дальнейшей работе с материалом: разработке стратегии и оттачивании технологии.
Если говорить о стратегии и технологии, то ребенок отвечает на вопросы «как» и «что», постоянно упражняясь в специально организованной среде со специально подобранным материалом. Материал создан таким образом, что позволяет максимально отточить понимание «как это делать», при этом понимание «что надо делать, чтобы …» приходит само в процессе работы с материалом.
Также, на мой взгляд, очень важным фактором приобретения навыка управления личными ресурсами является то, что материал в группе «ограничен по количеству». По словам М. Монтессори, «нормальному ребенку не нужны «раздражители», «приводящие его в контакт с реальным окружением». Он бодрствует и различными способами постоянно осуществляет свою связь с окружением… Он не идет по жизни как «лунатик», наоборот, он является «бесстрашным исследователем нового для него мира», и в качестве исследователя он ищет «дорогу», которая приведет его к цели и предохранит его от утомительных блужданий, мешающих продвижению вперед. В этом случае он страстно привязан к вещам, которые – ограниченные определенными рамками и ведущие прямо к цели – вносят порядок в хаос, возникший внутри него, и вместе с порядком способствуют прояснению его пытливого ума и служат путеводителем в его целях».

Личная эффективность и окружающие люди
Стивен Кови в самой популярной бизнес-книге 20 века “7 навыков высокоэффективных людей” одним из необходимых навыков называет “взаимозависимость” между людьми. Человек успешно достигает своих целей, когда ему помогают другие люди. А они помогают, если это способствует достижению их целей. Другими словами это симбиоз, где эффективность совместной работы всегда повышается, если принуждение заменяется взаимным доверием. Кроме взаимозависимости, на личную эффективность влияют навыки общения и, собственно говоря, наличие этого общения. 
Посмотрим на систему Марии Монтессори в этом ключе. В статье «Социальное и нравственное воспитание» читаем:
«Нет необходимости еще раз указывать на то, что наша методика призвана помочь развитию личности, ее индивидуальных качеств. Ввиду того, что ее принято рассматривать именно с этой точки зрения, иногда подразумевается, что она не предусматривает элементов социального воспитания… В действительности же с одной стороны, личность не может развиваться вне общества, и с другой стороны, не может существовать реального общества, не состоящего из индивидуумов».
Монтессори вводит понятие социального опыта и говорит о том, что в разные периоды жизни ребенка должен приобретаться различный социальный опыт.
При этом, как мы уже говорили, система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Но важно, что при этом дается ясное понимание: свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот ключевой принцип современного демократического общества был воплощен в жизнь выдающимся педагогом и гуманистом почти столетие назад, когда «большой мир» был еще очень далек от демократии в нашем понимании этого слова. Поэтому даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-группе отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься. Так как материал в группе находится в ограниченном количестве, дети учатся договариваться. По словам самой Монтессори, «отношения детей ведут к сотрудничеству. Одним из самых замечательных проявлений этих отношений является взаимное восхищение работой друг друга, в особенности, со стороны старших детей по отношению к младшим, которые делают только первые попытки».
В заключение обсуждения темы взаимодействия в педагогике Монтессори, не могу удержаться, чтобы не привести отрывок из статьи «Социальное и нравственное воспитание». «Интересно было увидеть, что дети никогда не приходят друг другу на помощь, если один из них испытывает трудности в своей работе. Взрослый, считающий, что дети должны учиться помогать друг другу, не сочтет это достойным похвалы. Ребенок же видит, что другой ребенок очень старается, и именно поэтому ему не помогает. Он осознает удовлетворение, возникающее в результате самостоятельного преодоления трудностей. Однако в непредвиденной ситуации, когда случается та или иная неприятность и возникает действительная потребность в помощи, дети спонтанно спешат на помощь тому, кто оказался в этой ситуации. Они все бросают свою работу, какой бы важной она ни была, чтобы предложить помощь. Такие социальные отношения сильно отличаются от отношений взрослых. Ибо взрослые всегда готовы помочь друг другу в мелочах, часто там, где помощь совершенно не нужна или может только помешать, но если кто-то на самом деле нуждается в поддержке и рассчитывает на небольшую жертву с нашей стороны, часто мы торопливо ищем возможности от этого уклониться».

Что делать?
Смысл личной эффективности в достижении целей: переходе от текущего состояния к желаемому. Личная эффективность описывает скорость достижения целей, скорость этого перехода. 
В Монтессори-группе ребенок приобретает опыт достижения целей во многих жизненных областях. Ему приятно осознавать, что он уже многое может делать сам, что у него многое получается и это осознание живет у него внутри. В группе Монтессори в отличие от групп традиционного воспитания идет не просто подготовка к школе, идет подготовка к жизни. К жизни по новым правилам, где во главу угла встает умение самостоятельно делать свой выбор, ставить цели и эффективно к ним двигаться.
Помогите своему ребенку сейчас - воспитайте его в монтессорианском духе!

PS если вы живете в районе Аэропорт (Москва), приходите к нам в детский клуб Лимпопо!