Как формируются навыки, как они теряются и что с этим всем делать.

Думаю, что каждый из нас задумывался о том, как мы приобретаем навыки и что страшнее, почему мы их теряем. Давайте попробуем разобраться вместе. В конце концов, повышение нашей личной эффективности во многом может быть обусловлено пониманием того, как навыки приобретаются и что же нужно делать, чтобы их не растерять.
Что такое навык
Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных действий, сложившихся в результате предшествующего развития. Сначала, приступая к какой-нибудь новой непривычной деятельности, человеку приходится сознательно определять и контролировать не только действие, направленное на цель, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако в результате повторного решения той же задачи человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый, целенаправленный акт, не ставя себе специальной целью сознательно подбирать способы его выполнения, не будучи вынужденным, как это было сначала, перемещать свою цель с действия в целом на отдельные операции, служащие для его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, есть автоматизация, а автоматизированные компоненты, участвующие в выполнении сознательного действия человека, это есть навыки в специфическом смысле слова. Таким образом, то, что данное действие стало навыком, означает, собственно, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Отсутствие преднамеренности и сознательности в этом смысле не исключает все же возможности сознательного контроля над выполнением автоматизированного действия и возможности — когда это требуется — сознательного вмешательства в его ход, хотя по большей части попытки переместить цель и внимание с задачи, разрешаемой действием, на движение, которым оно выполняется, вносит сбивчивость в выполнение автоматизированного движения и нарушает его ход (если у вас есть навык слепой печати, попробуйте напечатать что-либо, «включив голову», получится гораздо хуже). Навыки функционируют наиболее гладко, когда мы не сосредоточиваемся на них сознательно, а, сосредоточиваясь на задаче, на действии, предоставляем движению совершаться непроизвольно, подсознательно.
Кривые обучения
Навыки образуются посредством упражнения. Осмысленное целесообразное упражнение — это обучение, т. е. не только закрепление, но совершенствование. Если бы упражнение при выработке навыка состояло только в повторении и закреплении первоначально произведенного действия, то неуклюжие, несовершенные движения или действия, которые имеют место сначала, когда человек лишь приступает к выработке навыка, такими и закреплялись бы. Между тем в действительности они в процессе упражнения не просто закрепляются, но также и реорганизуются и совершенствуются.
Ход выработки навыка принято выражать в кривых обучения.
Среди кривых различают два основных типа: кривые с положительным и кривые с отрицательным ускорением. Та или иная форма кривой зависит от различных условий, прежде всего от особенностей материала. Очень распространенным типом является кривая с отрицательным ускорением. Такая кривая отображает ход обучения, при котором наиболее значительные успехи дает начальный период; каждый же последующий период равной величины дает не равный, а прогрессивно относительно все меньший эффект. Такого типа кривые обычно свойственны выработке сенсомоторных навыков, различным видам механического заучивания. Кривую с быстрым началом дает обучение в тех случаях, когда вхождение в новую область идет легко благодаря наличию у субъекта ранее приобретенных знаний и навыков, методов работы, которые могут быть перенесены на новую область.
Кривые, которые на большем или меньшем протяжении являются положительно ускоренными, отражают ход обучения, дающий относительно небольшие успехи в начальном периоде и более быстрые в дальнейшем. Такие кривые свойственны обучению, требующему известного понимания, в частности понимания более или менее сложных отношений, выведения правила, которое выявляется не сразу, но, будучи установленным, обусловливает значительное продвижение.
Такой ход обучения может быть также обусловлен отсутствием соответствующего метода работы, надлежащей подготовки, а также недостатком интереса к ней.
В выработке навыков существенную роль играют и индивидуальные различия. Одни и те же навыки — особенно сложные — вырабатываются у одних людей много скорее, чем у других. В силу такой многообразной обусловленности хода обучения не существует единой универсальной ее кривой.
Скачкообразная выработка навыка
Выработка навыка совершается обычно скачкообразно. От времени до времени при выработке навыков может наступить период, когда упражнение не дает продвижения или даже дает снижение; в первом случае принято говорить о
«плато». Причины «плато» могут быть различные. Задержка иногда вызывается тем, что дальнейшее продвижение не может быть достигнуто постепенным совершенствованием уже выработавшихся приемов
— простым ускорением движений и тому подобными количественными факторами, а требует некоторой качественной перестройки, методического перевооружения, для которого необходим известный подготовительный период.
В течение этого периода упражнение как будто не дает никакого эффекта, зато затем сразу наступает значительный скачок. В других случаях периоды снижения эффективности работы могут наступить вследствие утомления, потери интереса и т. п. В некоторых случаях задержка происходит потому, что прежде, чем станет возможным дальнейшее продвижение, требуется некоторое время для автоматизации, для закрепления уже достигнутого.
Так, за собой я многократно наблюдала, как в процессе обучения чему-либо на первом этапе я долго-долго тренируюсь, затем буквально за короткое мгновение (чуть ли не за ночь) происходит скачок, который выводит меня на совершенно новый уровень навыка. Наиболее выраженным этот скачок в моей жизни наблюдался при освоении музыкальных инструментов (сначала гитары, затем фортепиано).
Заметим, что на любой из этих стадий по непонятным причинам скачка может не произойти. Это означает, что некоторое умение не перешло в стадию неосознаваемого профессионального применения и не может произвольно использоваться личностью для решения возникающих перед ней проблем. При этом необходимый алгоритм вполне может быть известен. Любопытно, что на более высоких ступенях овладения чем-либо скачок не происходит настолько часто, что это даже считается нормальным.
Как правильно вырабатывать навык
К сожалению, универсального ответа на самый острый и практический вопрос не существует. Необходима рациональная организация упражнения. А это самая рациональная организация упражнения требует правильного сочетания и специального закрепления отдельных, особенно сложных его частей и целостного выполнения действия. Конкретный способ их сочетания и мера, которая должна быть при этом соблюдена, зависят от особенностей подлежащего закреплению материала, от индивидуальных особенностей обучающегося и прочее. В каждом конкретном случае этот вопрос может потребовать конкретного решения.
Потеря навыка
Как следует из вышеизложенного, потеря навыка также происходит очень по-разному и зависит от многих факторов: от сложности самого навыка, уровня закрепления навыка, особенностей индивида, времени не использования навыка. И самое печальное, что самые сложные навыки, на приобретение которых мы потратили много времени и сил, все равно теряются, так как требуют регулярного упражнения.
Скажи НЕТ потерям
Одной из самых ярких потерь в моей жизни и жизни многих моих друзей является потеря навыка общения на английском языке. Проблема все та же: когда вы перестаете пользоваться языком, вы начинаете его забывать. То есть невозможно выучить язык раз и навсегда, его нужно еще постоянно поддерживать на желаемом уровне. В этом смысле владение языком похоже на лодку с пробитым дном. Вам необходимо постоянно вычерпывать из нее воду, чтобы она оставалась на поверхности. Чем быстрее вы черпаете воду – тем выше лодка всплывает. Если вы перестаете черпать воду, лодка погружается под воду, и вы плаваете у поверхности воды до тех пор, пока вы снова не начнете черпать. Происходит это, конечно, не мгновенно. Изменение уровня владения становится заметным по истечению месяцев, и даже лет, в зависимости от того, насколько вы изменяете интенсивность пользования языком.
  «Черпать» всю жизнь – это совсем не простая задача, поэтому многие теряют с таким трудом приобретенный сначала в школе, потом в институте, а потом еще и «добитый» на многочисленных курсах навык общения, как только перестают говорить. Что же делать? Необходимо сознательно мотивировать себя на «черпание». А позаботиться о том, чтобы «черпать» было интересно, и обеспечить регулярность этого черпания вам поможет открывающийся 1 сентября на Территории саморазвития Английский клуб. Присоединяйтесь!