Серьезное творческое мышление

MM_Bono

Я всегда считала творчество прерогативой творческих людей. И почему-то уверенно ставила равенство между словами талант и творчество.
Я понимала, что с талантом мне не повезло. Я училась на одни пятерки, потому что старалась. Окончила школу с медалью и институт с красным дипломом, потому что старалась. Мне одинаково хорошо удавались гуманитарные и точные науки. Я ходила на городские олимпиады по географии и физике, математике и истории. Но никогда не занимала 1-го места. Почему? Потом что учителя путали целеустремленность и талант.
Сама я это хорошо понимала и к творчеству относилась с большой опаской. Я твердо усвоила, что творчество как кусок таланта либо дано свыше, либо нет. И только Эдварду де Боно удалось серьезно пошатнуть тщательно сооруженный мною миф. Более того, оказалось, что я такая не одна.
«Многие люди убеждены, что творчество – это тонкая материя, которая неподвластна их влиянию», - пишет Эдвард де Боно. - Творчество является атрибутом таланта – полумистического дара, которым обладают лишь избранные. При этом они смешивают понятия художественного творчества (пение, изобразительное искусство) и способности к перемене концепций и восприятия (на мой взгляд, более точно называть такие способности не творческим мышлением вообще, а более узко - нестандартным мышлением).
Де Боно не просто низводит (в хорошем смысле этого слова) творчество (нестандартное мышление) в ранг обычных развиваемых способностей и убеждает, что творчеству можно обучить также успешно, как математике, кулинарии или игре в теннис, он говорит о СЕРЬЕЗНОСТИ творческого мышления.
«Большинство привыкло думать, что «серьезное творчество» - такая же нелепость, как «горячий снег»… Творчество ассоциируется с полной раскрепощенностью, свободой делать, что угодно или ничего не делать в надежде, что вот-вот вас посетит озарение. Действительно, творчество требует освобождения от привычных схем и ограничений, от традиций и истории. Но эту свободу гораздо легче обрести, используя совершенно определенные формальные методы, чем просто надеясь на освобождение. Всякий раз, когда вам нужна новая идея, можно получить ее, целенаправленно применив такие методы».
В своих многочисленных книгах де Боно описывает накопленные им за двадцать пять лет изучения творческого мышления методы и инструменты, ситуации, в которых те или иные методы работают, делится алгоритмами индивидуальной и групповой творческой работы.
Ниже я представляю mind map на одну из его книг - «Серьезное творческое мышление». Пожалуй, это первый раз, когда карта рисовалась в несколько подходов, я все бросала и начинала снова, и окончательное понимание далось с большим трудом. Однако это не помешало мне уже начать активно использовать некоторые из описанных в книге инструментов. И самое удивительное – они работают :). Так что творчество, способность мыслить нестандартно и не талант вовсе :).
PS Самый известный метод, описываемый де Боно, - метод 6 мыслительных шляп - по сути даже не метод вовсе, а основа ведения любой дискуссии. Самый простой - метод случайного слова - кажется на первый взгляд каким-то несерьезным, на самом деле, - может дать просто удивительный эффект. Попробуйте!