Развитие души ощущающей или «Ликование до небес — печаль до смерти». Взгляд Б. Ливехуда

Промчавшись галопом по всем кризисам в жизни человека (см. Галопом по кризисам ч.1 и Галопом по кризисам ч.2), наконец, остановимся, придем в себя и поговорим подробнее о каждом их них. 

И начнем с периода, который мы охарактеризовали ранее как период развития души ощущающей (Возраст 21-27 лет). Я пока не знаю насколько актуально рассмотрение более раннего периода взросления для посетителей этого ресурса. Однако если такая необходимость появится, то я обязательно предложу к обсуждению отдельные материалы и по этой теме, а пока предлагаю довольствоваться частичными сведениями об этом периоде в подробных разборах более поздних возрастов.

Итак, возвращаясь к душе ощущающей, хочу предложить Вам на этот замечательный возрастной период взгляд Бернарда Ливехуда - врача, профессора Роттердамского университета, социального педагога и терапевта, консультанта по организационному развитию. Ввиду того, что текст, написанный профессором и не самым удачным образом переведенный, несколько суховат, я позволю себе набраться смелости и немного его «расцветить». Далее, если другое не указано отдельно, курсивом будет выделена прямая речь доктора Бернарда Ливехуда.

Во многих странах 21 год это время наступления полной юридической ответственности за совершенные действия человека перед законом. Эта планка не связана напрямую с наукой (психологией, биологией и т.д.) и, если угодно, выведена государственными мужами эмпирическим путем. 

Хотя это время [наступление личной ответственности – ред.], естественно, представляет собой не какой-то определенный момент, а процесс перехода, на который к тому же влияют индивидуальные и политические обстоятельства, он [21 год – ред.] представляет собой определенный пункт, хорошо выбранный в биологическом и психическом отношении. 

Принимая этот возраст за начало отсчета периода «души ощущающей», все-таки обратим Ваше внимание и на некоторые условности этого выбора.

Общество в разных странах и государствах настолько неоднозначно относится к возрасту формального становления человека взрослым, что граница в 21 год вполне может находиться в достаточно широком диапазоне, например от 16 до 25 лет, не говоря уж об обществах, лежащих пока еще за гранью современной цивилизации, где планка «взросления» может опускаться и существенно ниже, например, до 13 лет. 

В качестве примера из нашей российской действительности предлагаю сравнить двух молодых людей, один из которых пошел в армию в 18 лет, а второй в этом же возрасте поступил в институт, рядом с домом. Думаю, что достаточно очевидно, что через 2 года, вернувшийся из армии двадцатилетний молодой человек, будет на порядок самостоятельнее в принятии «жизненных» решений, чем его сверстник из института. Конечно, здесь я не принимаю в расчет исключительные случаи «насильственного» взросления через, например, смерть близких людей или попадания «в плохую компанию». 

В общем виде, взросление ребенка начинается в момент знакомства его с жесткостью и жестокостью взрослой жизни. Оно может начаться и в 10-летнем возрасте, если, родители создали столь «благоприятные» условия, например, через пьянство, побои и т.п. или даже в более нежном возрасте, если ребенок оказался в детском доме со всеми его высококвалифицированными «воспитателями» и «волчьими законами» существования/выживания в коллективе.

Желая разделить фазы на календарные годы, все снова и снова сталкиваются с одной и той же трудностью: нельзя точно указать момент перехода. Юность и раннее взрослое бытие проникают друг в друга, пока в определенный момент не возобладают характеристики взрослости.

Итак, человеку исполнился 21 год. Он начинает задумываться о будущем, сомнения юности уступают место уверенности, появляется стремление достижения результатов деятельности во всех, а порой и в любых, сферах жизни, ярко проявляется так называемый «юношеский максимализм». В основном, мужчина начинает стремиться к профессиональной карьере, а женщина к созданию своего окружения и в первую очередь семьи. Немаловажным условием дальнейшего гармоничного существования человека является необходимость развития на этом этапе творческих способностей.

Важнейшей задачей мужчины становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры. Для женщины приобретает центральное значение ответственность за создание собственного окружения. Если этот момент замедляется внешними обстоятельствами, то внутренне это ощущается как недостаток, от которого нужно по возможности избавиться. 

Во всяком случае, человек должен в этой фазе развить в себе соответствующую порцию творческих способностей.

Очень важно для человека первое место его работы. Оно может сформировать как многие неверные стереотипы, так и наоборот, дать возможность развить творческую и инициативную составляющую личности молодого взрослого человека. На какой бы социальной ступени человек не начинал свою профессиональную деятельность в любом случае доказательство своих способностей и признание начальства и коллег является серьезными испытаниями и «проверкой на прочность», влияющими на будущую жизнь, причем отнюдь не только профессиональную. 

В двадцатые годы жизнь чувств еще интенсивна и неустойчива. Когда Гете было 27 лет, он охарактеризовал пройденную фазу жизни бессмертными словами: «Ликование до небес — печаль до смерти». Чувство самооценки человека в этой фазе еще очень зависит от реакции окружения на его (экспансивные) действия и деятельность.

Зачастую молодой человек в возрасте 21-27 лет старается проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности. И это нормально и хорошо, чтобы не говорили специалисты по кадрам.

Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое. Сильные избегают этой лямки, строя сами свою карьеру и оставаясь всюду до тех пор, пока не изучат всего. Большая же часть, оглядевшись, приспосабливается и учится не проявлять инициативы всю оставшуюся жизнь.

Разобрав некоторые внешние (общественные) проявления взрослости, давайте углубимся во внутренние, личные переживания человека в этом периоде. 

Во второй половине этой жизненной фазы душа человека начинает приобретать ярко выраженные личные черты. Это форма, которую Штайнер называет «душой ощущающей», а Марта Мере «жизненно-душевными стремлениями». Душа становится единым целым, пока еще слабым, подверженным метаниям и изменениям, но ее четкие контуры, если так можно выразиться, уже проявляются достаточно отчетливо и ярко. Вот, что говорит об этом душевном состоянии Марта Мере:

«Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов — напротив, они воплощают нечто, специфически новое, скачок в психическом развитии, который… выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов».

«Вначале эти силы направлены сами на себя и переживаются, прежде всего, в чувствах, но уже они приводят к потребности заниматься духовными проблемами и увидеть себя в развитии, охватывающем всю жизнь».

Таким образом, мы говорим о важном этапе эволюции внутреннего мира человека, направленном в первую очередь на развитие личности от чувственного к сознательному, используя уже не только инстинкты и физиологические данные, заложенные природой, но и жизненный опыт и знания, приобретенные и проанализированные человеком. 

Вся средняя фаза жизни, от раннего периода взрослости до начала сороковых годов, является временем, когда развивается богатая внутренняя жизнь во всем ее многообразии и проявляется в целях, ориентированных вовне.

Первая фаза «души ощущающей» или «жизненно-душевных стремлений» является временем, когда эти стремления со всей силой развиваются из жизни чувств и придают личности первый, предварительный облик.

Было бы некорректно утверждать, что люди настолько однотипны, что переживают фазу «души ощущающей» одинаково, да еще и в одно и то же время. Даже если предположить, что к большинству населения это можно применить с некоторыми оговорками, все же необходимо обязательно сделать акцент на половом различии людей.

Марта Мере считает, что развитие женщины в эти годы проходит несколько иначе, прежде всего потому, что «созревание» (переходная фаза от юности к взрослости) у женщины заканчивается уже в 21 год, в то время как у мужчины она может продолжаться до 24 лет.

Вот, что пишет по этому поводу Марта Мере:

«Таким образом, женщина вначале превосходит мужчину в отношении зрелости личности. Существо женщины вообще сильнее стремится к душевной любви… У женщины и в половых отношениях большую роль играет материнский инстинкт и одухотворенное материнское чувство…».

В современном мире равноправия полов перед женщиной стоит двойная задача: сохранение человеческого рода и работа ради заработка и/или общественной жизни. Далеко не всегда удается успешно совмещать обе роли. Зачастую эта ситуация вызывает у женщины серьезный внутренний конфликт.

Этому конфликту женщина подвержена уже в юности, позже он еще больше обостряется. Когда девушка выходит замуж, она может посвятить себя своей специфически женской профессии. Восприятие этих задач потому так важно для развития женщины, что оно способствует развитию «душевно-духовных» стремлений с большой интенсивностью.

Необходимо рассмотреть еще один важный аспект становления личности человека в этот период – переход от сексуальности (физиологического желания) к любви (физиолого-психологическому желанию).

Начало взрослости является фазой, определяющей развитие в дальнейшей жизни от сексуальности через эрос [влечение, обеспечивающее продолжение жизни на земле – ред.] к любви. Ребенок становится человеком в любви к родителям, благодаря ей он узнает в форме игры эрос и открывает в период биологического созревания, то есть с началом периода полового созревания, сексуальность…

…Эрос превращается в любовь, если душа открывается другому человеку, если человек понимает чувства другого, так что тот уверен, что любящий его человек знает его душевный мир. Весь этот круг проблем является важным фактором начала двадцатых годов.

Отдельный важный вопрос этого периода – поиск партнера для жизни и создание физической и психической среды [обитания – ред.], требующей много энергии и напряжения, но приносящей также и большое удовлетворение…

…Выбор партнера может определиться чисто биологически-сексуально, тогда, вероятно, связь долго не продлится. Отношения должны складываться вначале на сексуальном влечении, но потом все-таки стать интимной игрой маленьких неожиданностей и инициатив, означающих для души больше, чем для тела. Наконец, отсюда может вырасти любовь к духовному облику партнера, который лишь тогда ощущает себя понятым в своей духовной человеческой сущности и приободренным. 

Уже в первой фазе брака содержатся в зародыше все возможности дальнейшего развития отношений. И здесь от человека требуется выраженная экспансивная позиция, ориентированная на внутреннее развитие. Если в данной фазе такое внутреннее развитие не состоится, тогда всплывают — как мы увидим — в тридцатые годы почти непреодолимые трудности, и в период кризиса сороковых годов человек окажется с пустыми руками.

Супружеские пары или просто молодые люди, решившие жить вместе, должны создать свой стиль жизни, свой мир, в котором в недалеком будущем они будут растить собственных детей. Здесь важно все: как люди общаются между собой, какие семейные традиции появляются и насколько они значимы и чтимы всеми членами семьи, как проводится совместное время, насколько сближают общие интересы и как формируются семейные ценности, не противоречащие базовым ценностям каждого из индивидуумов, в конце концов, как обставлена квартира и т.д.

Найти новый смысл жизни, значит создать частицу культуры и среды, и это потому так важно, что это будет средой, формирующей новое поколение. Это относится также к стилю взаимоотношений. Маленький ребенок, ползающий по полу среди мебели, еще не понимает, о чем беседуют друг с другом отец и мать. Но он очень хорошо схватывает тон разговора, он слышит, как отец говорит что-то, а мать отвечает: «Ты видишь это так, я же совсем другого мнения», — он слышит, что один не нападает на другого и не выносит ему нравственный приговор, что друг друга уважают и предоставляют один другому свободу. Все это вещи, которые формируют отношение ребенка к жизни, задолго до того, как он сможет понять что-то конкретно.

Также важно помнить, что ребенок формируется под действием языка, который он слышит. Зачастую небрежность разговорного языка, удобство и легкость которого становится рядовой практикой употребления его в семьях, формирует у ребенка ложное представление о семейных и базовых ценностях.

Вот основные аспекты «души ощущающий» по мнению профессора Бернарда Ливехуда. Отдадим ему должное за столь подробное освещение этого периода формирования личности человека и в качестве заключения приведем следующие его слова:

Около 28 лет (почти все ученые отмечают этот возраст) стихии чувств утихают, все больше дистанцируются от событий. После этого состоится первый взгляд назад, возникает отчетливое чувство, что человек простился с юностью; заглядывая вперед, чувствуют, что вступают в фазу, когда появляются совершенно другие задачи, а спонтанность эмоционального развития отходит на задний план. Во многих биографиях и разговорах это чувство выражается словами: «Юность миновала, начинается серьезная жизнь».

(По материалам книги Психология зрелости под редакцией Даниила Райгородского, рекомендую)